На протяжении последних двух десятков лет сотрудники Норте Капитал принимали участие в работе над проектами с участием иностранных партнеров, главным образом, из Западной Европы. Наш опыт охватывает период с конца 90-х годов, когда иностранный бизнес фактически открыл для себя огромный новый рынок, и по сегодня, когда в разгаре санкционно-эмбарговая схватка. На Россию чаще смотрят с подозрением, нежели деловым вожделением.

Главная сложность для иностранных бизнесменов, ведущих бизнес на российской почве, заключается в шаблонности и стандартности их мышления. Нам известны отнюдь не единичные случаи, когда компания чрезвычайно успешно начинала свою деятельность в России, уже в первые годы добиваясь результатов, недостижимых в странах Западной Европы. Однако очень скоро первичный запал проходил, основные показатели вдруг уходили в негативный тренд, и спустя несколько лет компания принимала печальное решение оставить потенциально привлекательный, но, как оказалось, очень непростой рынок.

 

Best practice. Тенденции за рубежом

Ключевым словосочетанием, на наш взгляд, является best practice. С английского его часто переводят как «лучший опыт» или «лучшая практика». Но можно вспомнить и более привычный нашему уху «передовой опыт».

Это накопленный в развитых странах опыт наиболее эффективных на данный момент технологий в разных отраслях и сферах человеческой деятельности. «Технологий» в самом широком смысле: не только в области технических решений, но и корпоративных культур, передовых организационных методов.

иностранный бизнес

© shutterstock.com

Современные best practices базируются на стандартизации и тиражировании и лежат в основе деятельности интернациональных компаний, которые «клонируют» свои достижения. Это неизбежная тенденция, подстегивающая глобализацию, формирование единой мировой экономики.

Однако сегодня экономические уклады разных стран все еще сильно отличаются. Некоторые могут считаться уникальными. Эта уникальность проистекает из национальных ресурсов и культур. Разумеется, маленькие страны гораздо легче включить в «общий порядок». С большими дело обстоит сложнее.

 

Иностранный бизнес в России должен искать нестандартные решения

Уникальность огромной России, несомненно, будет одной из наиболее долгоживущих в мировом пространстве. И это необходимо учитывать. Выработанные десятилетиями механизмы максимизации прибыли и повышения эффективности производства, конечно же, применимы и к российским условиям, но каждый раз с местными оговорками, коренящимися в тех самых ресурсах. Нелишне напомнить, что у нашей страны самая обширная в мире территория с большим населением и множеством национальных историко-культурных особенностей.

Читайте также: Что иностранный бизнес делает в России

Даже самая мощная интернациональная корпорация не способна подмять под себя сильную локальную среду – нужно, так или иначе, приспосабливаться. Причем это приспосабливание отнюдь не означает отказ от самих best practices – просто требуется не копировать их слепо, а использовать вариативно, то есть:

  • адаптировать к наиболее важным для конкретного направления местным условиям;
  • проявлять гибкость и принимать порой нестандартные решения.

Казалось бы, очевидные вещи. Однако все упирается в инертность мышления. Большинство крупных компаний управляются советами директоров. Как правило, это довольно косная структура, где заседают люди солидного возраста. Им уже не свойственны открытый, широкий взгляд, готовность к нестандартным подходам. Напротив, они предпочитают наиболее опробованные и многократно зарекомендовавшие себя с положительной стороны действия. А эти стандартные действия, увы, далеко не всегда удачно работают в пока еще во многом уникальной российской обстановке.

 

Автор: Сергей Болтрамович

 

Добавить комментарий