Слово бенчмаркинг (benchmarking) происходит от английского «benchmark». Последнее означает «отметку уровня», «опорную отметку», «поверочную точку» – эти термины происходят из строительной и геодезической практики. Однако сейчас это слово широко используется специалистами из других областей.
Википедия, главный современный «кладезь» знаний, дает бенчмаркингу следующую трактовку: «это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы». Там же мы можем узнать, что первый крупный пример успешного бенчмаркинга связан с американской компанией Xerox, которая изучала опыт своих японских конкурентов.
Рискнем взять на себя задачу дополнить эту информацию, потому что бенчмаркинг является одним из важных аналитических методов. Он отлично зарекомендовал себя при изучении самых разнообразных игроков и рынков. Не будет большим преувеличением, если сказать, что в бенчмаркинге Норте Капитал собаку съела.
Итак, с нашей точки зрения, бенчмаркинг – это метод сравнительного экономического анализа, осуществляемого по определенным показателям.
Классический бенчмаркинг применяется при исследовании компаний и исходит из сравнения с лучшими образцами. Их и можно назвать benchmarks.
Наш опыт говорит о том, что бенчмаркинг – универсальный метод. Он прекрасно применим при изучении разных регионов, секторов и сегментов экономики, конкурентной среды – то есть, всевозможных рынков и любых других феноменов – при наличии сравнимых показателей.
Мы предлагаем не ограничиваться только положительными примерами, но включать в рассмотрение и анализ отрицательного опыта, так как он тоже способствует правильному позиционированию, определению текущих границ и перспектив работы компании. Анализ негативного опыта конкурентов подчас может дать даже больше, чем изучение их успехов, поможет избежать вероятных системных ошибок.
В качестве примера рассмотрим бенчмаркинг из нашего недавнего проекта, связанного с энергоэффективностью жилых зданий.
Заказчик поставил задачу определить потенциал повышения энергоэффективности многоквартирных домов в российских городах. Иначе говоря, требовалось оценить, насколько потребители могут снизить текущее энергопотребление за счет современных энергоэффективных мероприятий. Разумеется, без ущерба своим интересам и комфортности проживания.
Сначала мы решили взять за образец северные страны Западной Европы, так как там:
Однако очень быстро выяснилось, что сравнивать условные датские или шведские многоквартирные дома с российскими крайне сложно и не совсем корректно. Воронежскую «хрущевку» не подогнать под стандарты типичного дома из Копенгагена или Гетеборга.
Причин этому много:
В итоге, энергоэффективность домов в Западной Европе мы взяли только как дальний ориентир, отстоящий от наших реалий на десятки лет.
В качестве ориентира, достижимого в среднесрочной перспективе и более понятного нашим энергетикам, мы использовали Восточную Европу: Польшу, страны Балтии. Там до сих пор преобладают многоквартирные дома, построенные во времена СЭВ/СССР – то есть серий, близких к нашим. В последние два десятилетия вопросам снижения энергопотребления в этих странах уделялось гораздо больше внимания, чем в России, и многие дома подверглись комплексной реновации. Кроме того, в качестве самого досягаемого, ближнего, ориентира мы использовали показатели пока еще нечастых проектов реновации жилых зданий в российских городах.
Таким образом, получился удобный заказчику трехуровневый бенчмаркинг, позволяющий оценить актуальные тенденции отрасли сразу в нескольких срезах. На такие цифры вполне можно полагаться при планировании дальнейшей деятельности. Бенчмаркинг позволяет получить общую картину: увидеть одновременно генеральные и частные возможности.
Автор: Сергей Болтрамович