Экономический ландшафт нашей страны, унаследованный от советской эпохи, за последние четверть века претерпел большие изменения. Централизация и «уравниловка», когда трехлитровая банка соленых огурцов, выращенных на Украине и законсервированных в Воронеже, продавалась по одной цене в казахских сельмагах и на Камчатке, постепенно уступают место новым, более рыночным, правилам игры. Регионы России развивают свою локальную экономику, и это требует осмысления и выработки актуальных подходов к их развитию.
Часто говорят: Москва, Санкт-Петербург и регионы. Под регионами понимают все остальные 83 (на конец 2016 года) субъекта Российской Федерации с совокупным населением более 120 миллионов человек. Собирательный термин «регионы» звучит как «глубинка» в сравнении со столицами. Между тем каждый из них имеет свою ярко выраженную специфику, которая влияет на возможности и особенности бизнеса.
Главной проблемой для развития регионов остается непропорциональное распределение доходов между федеральным и региональными бюджетами. Именно в этом заключается ограниченная возможность вливания инвестиций в местные экономики. Однако и в условиях бюджетных диспропорций регионы обладают потенциалом для ускорения своего экономического роста, повышения долгосрочной конкурентоспособности.
Эти возможности мы разделим на две большие группы и назовем их условно «эволюция» и «революция».
Успешное эволюционное развитие региона требует от местной власти определенных усилий, которые включают в себя:
Этот путь, безусловно, полезен любому региону. Он подразумевает трезвый, не популистский взгляд на вещи, последовательность и преемственность в постепенном достижении возможных результатов. Требуется лишь соответствующая воля местных властей, помноженная на их заинтересованность в долгосрочных выгодах. Это «путь процентов». То есть основные показатели эффективности региональной экономики будут расти, скорее всего, не слишком быстро, но – главное – устойчиво.
Другой путь – «революционный» – более рискованный, однако способен принести рост основных показателей не на проценты, а в разы. Он подразумевает, что регионы России могут площадками для реализации экономических мега-проектов, которые за короткое время станут локомотивами местной экономики и потянут всех остальных за собой.
В текущих российских реалиях такие мега-проекты пока связаны, главным образом, с развитием нефтегазового сегмента. Например, в Сахалинской области к разработке шельфовых месторождений углеводородов были допущены крупнейшие иностранные компании. Проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» оживили отсталую островную экономику и существенно повысили ее привлекательность. К сожалению, другие аналогичные проекты здесь пока заморожены.
Для Мурманской области такой «революцией» может стать начало разработки огромного Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Однако старт этого проекта уже неоднократно переносили в связи с резко возросшей волатильностью на мировом углеводородном рынке.
И все же свет не сошелся клином на нефти и газе. «Революционные» решения могут опираться на другие отрасли и возможности. В качестве примера назовем проект «аграрной силиконовой долины» в Саратовской области, выдвинутый Сергеем Шилениным, советником генерального директора крупной поволжской энергетической компании.
Эта перспективная идея формирования высокоэффективного агропромышленного кластера базируется на следующих предпосылках:
Как видим, предпосылок не так уж и мало. При наличии политической воли и последовательной программы действий в Саратовской области, скорее всего, смог бы сформироваться эффективный агропромышленный кластер национального значения. В дальнейшем, по мере накопления компетенций и инвестиций, возможно, и интернационального.
Звучит утопично? А, собственно говоря, почему бы и нет? Ведь, как известно, кто успел – тот и съел.
Автор: Сергей Болтрамович