Маленькая островная Исландия часто на слуху: то очередной вулкан закоптит европейское небо, то банковский скандал, то футбольная сборная неожиданно победит родоначальников этой игры, англичан. Российский Сахалин весьма похож на Исландию: это тоже острова с суровым климатом, маленьким населением и большими природными ресурсами. Что же мешает ему догнать и перегнать европейцев, резко повысить качество жизни?
Если мы посмотрим российскую статистику за последнее десятилетие, то увидим, что Сахалинская область является лидером Дальневосточного федерального округа и даже всей Российской Федерации по таким важным показателям как инвестиции в основной капитал на душу населения и объем прямых иностранных инвестиций. Перед нами процветающий регион?
В то же время, прилетев на Сахалин, вы столкнетесь с плохими дорогами, унылой типовой застройкой Южно-Сахалинска, умирающими шахтерскими поселками, заставляющими вспомнить строки А. П. Чехова, посвященные тогдашнему острову каторжников. Где же оно, местное благополучие? Разве что в изобилии подержанных японских иномарок на разбитых дорогах. В определенных кругах «крутой тачкой» здесь считается не Toyota Land Cruiser, а «Волга» – ее гораздо труднее достать.
Попробуем разобраться: что не так на Сахалине, что мешает ему стать процветающим краем?
Конкурентных преимуществ у Сахалинской области довольно много, больше, чем в той же Исландии:
Для сравнения: Исландия лишена первого и последнего пунктов, для благополучия ей вполне хватает двух оставшихся.
Актуально: Более 70 млрд рублей инвестиций направят на развитие Сахалинской области
Сахалинские интернациональные нефтегазовые проекты, основанные на Соглашении о разделе продукции – отдельная большая история. Подчеркнем лишь тот факт, что рабочими и успешными стали только два первых проекта, «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Лидером первого является американская ExxonMobil, второго – «Газпром». Он оттеснил англо-голландскую Shell. Остальные семь проектов либо ограничены разведочными и пробными работами, либо пока только на бумаге.
Заморозка потенциально успешных историй связана с правительственными решениями. Они изменили правила игры не в пользу иностранных участников. В то время как у российских концернов средств на самостоятельную разработку сахалинских углеводородов недостаточно.
Именно с двумя нефтегазовыми проектами связаны упомянутые нами статистические достижения региона. Освоение шельфовых месторождений потребовало больших строительных работ по возведению необходимой инфраструктуры, включая один из крупнейших в мире завод по производству сжиженного газа (в рамках проекта «Сахалин-2»). Это привело к вливанию денег в местную экономику, однако, к сожалению, лишь очень маленькой их части, т.к. по российскому законодательству все доходы от добычи на шельфе идут в федеральный бюджет. Будь распределение нефтедолларов более благоприятным для Сахалина, он мог бы сделать гораздо больший шаг вперед. В этом несомненный плюс Исландии – она не регион, но самостоятельное государство.
С недостатками государственного регулирования связано и недоиспользование огромного потенциала рыбной отрасли. Текущая система пошлин способствует тому, что этот сектор, ключевой для благополучия многих сахалинцев, остается в значительной степени «серым». Доходит до того, что рыбакам выгоднее сдавать улов в японских и корейских портах, нежели обеспечивать сырьем отечественные перерабатывающие фабрики. В результате, в отрасли наблюдается дефицит инвестиций в основной капитал, производственные мощности в целом отстают от текущих потребностей – до Исландии в этом плане очень далеко.
Использование запасов угля и леса, а также туристического потенциала сдерживается по причине слабого развития транспортной и отраслевой инфраструктуры. Угольные разрезы и целлюлозно-бумажные заводы, работавшие в советское время, ныне неконкурентоспособны. Они либо закрыты, либо влачат жалкое существование. До уникальных ландшафтов Курильских островов крайне сложно добраться и не менее сложно выбраться оттуда.
В Исландии такими проблемами и не пахнет. Арендуешь в Рейкьявике автомобиль – и можешь за неделю объехать весь остров, посетив большинство природных достопримечательностей. Хотя, конечно, один крупный остров и множество маленьких – большая разница.
Что же делать? Как догонять Исландию? Понятно, что федеральные рамки не обойдешь и, хочешь или нет, но разбираться с проблемами придется в их контексте.
Сахалину остро необходимы новые решения – вроде интернациональных нефтегазовых проектов. Например, идея мостов. Конечно, на японский Хоккайдо построить в обозримом будущем вряд ли получится – и дело вовсе не в расстоянии (более 40 км через пролив Лаперуза), а в нерешенных политических вопросах. Гораздо реалистичнее выглядит мост на материк через пролив Невельского (7,5 км). Почему бы не взяться за его строительство сразу после Крымского моста, с учетом накопленного опыта? Это бы резко повысило включенность острова в российские экономические сети, неизбежно привело к притоку инвестиций и более быстрому развитию.
Раз уж мы проводили параллели с Исландией, уместно вспомнить, что последняя является мировым лидером по использованию геотермальной энергии. Почему бы не заимствовать этот передовой опыт для развития экономики Курил, возвращению туда не только военных, но и гражданского населения?
А еще можно вспомнить, что на Сахалине более 5% населения составляют корейцы, и было бы целесообразно использовать этот фактор для расширения сотрудничества с компаниями из Южной Кореи – помимо продажи энергоносителей и сдачи морского улова в корейских портах.
Автор статьи: Сергей Болтрамович