Глобальное потепление называют одной из главных угроз человечеству, весь мир сейчас борется с ним. Однако у этого явления есть и положительные стороны, например, то, что Северный морской путь освобождается ото льдов. Для нашей страны это одновременно и вызов, и отличный шанс для ускоренного развития.

 

Немного истории

Геополитическая борьба за Северный морской путь началась в первой четверти XVII века, когда европейцы еще не знали о существовании пролива Дежнева между Чукоткой и Аляской. При первом царе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, русские добровольно оставили свой заполярный форпост в Западной Сибири – Мангазею. Сделано это было во избежание привлечения англичан и голландцев, располагавших на тот момент более серьезными возможностями для освоения новых земель, чем наши соотечественники.

Первое плавание из Атлантики в Тихий океан вдоль северных берегов Евразии было осуществлено шведом А. Норденшельдом в 1978-79 гг. В обратном направлении путь был впервые преодолен экспедицией Б. Вилькицкого в 1914-15 гг. Пройти Северный морской путь за одну навигацию удалось только в 1932 г. ледокольной экспедицией О. Шмидта.

Как регулярная транспортная артерия Северный морской путь окончательно оформился в советское время, к концу которого по нему ежегодно перевозилось 6-8 млн. т грузов: так называемый «северный завоз» товаров в удаленные районы, а также перевозки руды, леса, угля, военных материалов. Вдоль всего маршрута была сформирована цепочка опорных терминалов: Диксон, Тикси, Певек.

В постсоветское время, в связи с проблемами национальной экономики, грузоперевозки по Северному морскому пути сократились до примерно 1 млн. т в год – несмотря на то, что этот маршрут открыли , наконец, для иностранных компаний. Активизации перевозок препятствовала тяжелая ледовая обстановка и недостаточная береговая инфраструктура. Однако в последнее десятилетие ситуация стала быстро меняться.

 

Таяние льдов

Усиливающееся глобальное потепление уже привело к значительному сокращению льдов Северного океана. Ученые уверенно прогнозируют, что не позднее середины нынешнего века эта акватория перестанет быть ледовитой. Значит, морской путь станет гораздо проще и дешевле.

При этом Россия находится в более выгодном положении, чем противоположная от полюса Канада: система течений такова, что льды лучше сохраняются у канадско-гренландского побережья. Напротив, российская часть арктической акватории теряет ледовый панцирь в первую очередь.

Северный морской путь

Для белых медведей это очень грустные новости, грозящие им если не вымиранием, то резким сокращением ареала обитания. Однако для российской экономики очевиден буквально свалившийся с неба прекрасный шанс. Основных возможностей две: транспортный транзит и освоение природных ресурсов Дальнего Севера.

 

Как может развиваться Северный морской путь

 

Транспортный транзит

Товарообмен между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона растет. Главным связующим маршрутом является морской путь через Средиземное море, Суэцкий канал и север Индийского океана. Этот путь длинный, ограничен пропускной способностью канала и отнюдь не безопасен с точки зрения пиратства у берегов Сомали и в Малаккском проливе.

Северный морской путь вдвое короче, не имеет пропускных ограничений и свободен от пиратства. Есть еще сухопутный маршрут по Транссибу, но его потенциальная пропускная способность несравнимо ниже, а стоимость перевозки выше.

Северный морской путь

© russiapost.su

Что нужно сделать, чтобы мировой поток грузов пошел по освободившемуся ото льдов Северному морскому пути? Ответ очевиден: развивать береговую инфраструктуру. Это задача государства, которое может убить одним выстрелом двух зайцев, так как хорошие терминалы будут работать не только на транзит, но и обеспечивать решение второй задачи.

 

Освоение природных ресурсов Дальнего Севера

Какие ресурсы можно осваивать благодаря развитию Северного морского пути? Во-первых, нефть и газ. Во всем мире добыча углеводородов сейчас «сползает» с суши на шельф. В этом нет ничего удивительного: геологическое строение шельфов благоприятно для формирования там залежей нефти и газа. Вот-вот начнется освоение огромного Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Другие запасы ждут своей очереди. Главное, чтобы дождались, пока двигатели внутреннего сгорания не утратят актуальность.

Во-вторых, все другие полезные ископаемые российского севера, добыча которых не ведется из-за транспортной недоступности. Например, в Республике Саха (Якутия), самом большом по площади российском регионе, пока добывают главным образом алмазы и золото – самое дорогое сырье. Разработка всего остального, даже уникальных по запасам рудных месторождений, нерентабельна. Благодаря Северному морскому пути значительная часть этих ресурсов попадет в «горизонт рентабельности». А ведь есть еще Ямал и Гыдан, Таймыр, Чукотка, арктические архипелаги. . .

Какие возможности для частного бизнеса связаны с Северным морским путем? Это любые проекты частно-государственного партнерства, а также сугубо частные проекты, опирающиеся на новую инфраструктуру. Win-win strategy, как говорят на Западе. Обоюдная выгода от развития новых территорий и акваторий.

 

Автор: Сергей Болтрамович, кандидат географических наук

 

Добавить комментарий